За последние пять лет в воспитательной колонии № 1 Краснотурьинска сменилось четыре (!!!) руководителя. Хотя за 42 года существования данного учреждения здесь было всего 10 «правителей». Сегодня начальником колонии является 35-летний майор Владимир Горькин – пока еще исполняющий обязанности, но, по неофициальным данным, в скором времени его утвердят в должности.
Прежде Горькин являлся заместителем начальника по охране исправительной колонии № 3 ГУФСИН Краснотурьинска.
Появление Владимира Дмитриевича в детской тюрьме не вызвало радости у большинства сотрудников. Они уверены, сейчас полетят многие головы – начальство постарается создать все условия. «Он (майор Горькин – Прим. ред.) считает, что колония – это его царство, а он здесь – царь, – рассказывают сотрудники ВК-1, которые не называют свои имена из-за страха быть уволенными. – Рядовых работников называет перхотью. Он может унизить человека при коллегах. А ведь мы работаем с оружием – кто может гарантировать, что потом этот человек не застрелится? В колонию часто приходят сводки, где сообщают, что в той или иной колонии кто-то из сотрудников застрелился. Просто об этом не принято говорить вслух».
В Краснотурьинске осужденных – и взрослых, и детей – в основном охраняют женщины. Мужчины на предлагаемую за подобную работу зарплату, как правило, не соглашаются. Проблем добавляет, по словам сотрудников, и отношения начальства к подчиненным. Они утверждают, что хамство, унижения и оскорбления – в порядке вещей. Поговаривают, что Владимир Дмитриевич запросто может без предупреждения выкинуть на улицу мать-одиночку – контракт закончился, а продлевать в последний день просто не станут. Под увольнение автоматически попадают те, кто не соглашается с начальством, пытается отстаивать свои права. По словам сотрудников колонии, в качестве психологического давления используется ежедневное утреннее – вместо «Здравствуйте» – «Вы все будете уволены».
– Последний месяц Владимир Дмитриевич пытается заставить одного нашего работника написать рапорт об отставке – за воровство, – рассказывают обратившиеся в редакцию люди. – Человек работает кинологом, дома у него тоже есть собака. Сотрудник купил корм для домашнего животного по дешевке с рук, купил больше, чем требуется, поэтому часть решил перепродать. Все это происходило в его законный выходной и за пределами колонии. Это его право, все мы можем что-нибудь покупать и продавать. Появившийся на месте продажи Владимир Дмитриевич обвинил человека в краже, корм изъял и до сих пор не вернул. Хотя этот сотрудник уже доказал, что корм не ворованный, что на него есть чеки и куплен он был на складе в Серове.
Владимир Горькин, и.о. начальника воспитательной колонии № 1, утверждает, что все обвинения – клевета. «Такого быть не может, – говорит Владимир Дмитриевич. – Я ведь тоже могу сказать, что сотрудницы меня там чуть не пинают и оскорбляют, также могу прийти к вам и пожаловаться на них. Но ведь это же смешно. Когда я пришел в воспитательную колонию, там ведь ужас что творилось. Осужденные могли послать сотрудника, в колонии процветало воровство. А сейчас пусть только попробуют своруют! Я там наведу порядок».
Николай Климюк, до недавнего времени начальник ИК-3, а ныне заместитель начальника ГУФСИН России по Свердловской области, считает, что претензии к майору Горькину необоснованны. Просто пришел новый человек, стал наводить порядки, людям это не понравилось. Вот и возмущаются.
– Посмотрите, кто работает в воспитательной колонии, – говорит Николай Григорьевич. – Те, кто больше нигде не прижился. Те сотрудники, которых выгнали из милиции, которых выгнали из ИК-3, которых выгнали из пожарной части, которых выгнало ГАИ. Я не говорю, что они плохие, но это сотрудники, которые не исполняют своих обязанностей. И сейчас большая часть уйдет. Это однозначно.
В ГУФСИНе Владимир Горькин характеризуется исключительно с положительной стороны. «Согласно результатам психологического обследования у Горькина В. Д. выражены организаторские и лидерские качества, умение разрешать конфликтные ситуации. Широко контактирует с окружающими, во взаимодействии проявляет гибкость, эмоционально отзывчив, стремится избегать открытых конфликтов», – пишет в ответе на редакционный запрос руководство ГУФСИНа. Николай Климюк дополняет: «Отдел охраны ИК-3 под его руководством везде первые места занимал. Считается лучшим в области по всем показателям. А детская колония никогда нигде не участвует. И неужели мы поставим хама, грубияна на такую должность? Посмотрите на него – метр с шапкой. Когда меня назначили начальником «тройки», на меня тоже было много жалоб. В итоге я проработал в этой должности 12 лет».
Николай Григорьевич предложил журналистам «ВК» нанести неожиданный визит в детскую колонию. Обещал внеплановую «экскурсию» за колючую проволоку. Этим приглашением мы, конечно, воспользовались. Еще в конце октября. Владимир Дмитриевич показывал свои достижения на месте исполняющего обязанности начальника колонии. Новый забор, отремонтированные фасады школ, некоторых отрядных корпусов, капитальный евроремонт столовой – «в городе позавидуют», обилие пластиковых окон, ремонт системы отопления для караульных помещений. Продемонстрировал, что в колонии мясом кормят и воспитанников, и даже служебных собак. «Хочу навести порядок – это раз, – говорит и.о. начальника колонии. – Чтобы везде было отопление, тепло, вода. А если нет этого, как люди будут работать? О людях надо заботиться – человеческий фактор прежде всего». Правда, рядовые сотрудники колонии говорят, что масштабные ремонты начались еще при прежнем руководстве.
Провел нас майор Горькин по катакомбам производственной территории. Когда-то давно здесь находились цеха – у заключенных была работа. Сейчас помещения разрушены, напоминают поле военных действий.
– А мы откроем здесь швейное производство, чтобы воспитанники могли работать и зарабатывать деньги, – рассказывает Владимир Дмитриевич. – Я договорился на получение госзаказа. У меня вообще планов много, но сначала надо наладить что-то одно.
Сегодня в воспитательной колонии № 1 «перевоспитывается» 170 заключенных. А работать по штатному расписанию должно 188 сотрудников. Всего. Работает 181. Семь должностей являются вакантными, претенденты должны иметь высшее юридическое образование. Сотрудники колонии говорят, что многие уже начали увольняться. В основном это те, кто уже вышел на пенсию.
Остальные несогласные идут за защитой своих трудовых прав в суд. Буквально на прошлой неделе один из работников добился через суд отмены взыскания, наложенного на него майором Горькиным.
Мы обратились к Татьяне Мерзляковой, уполномоченной по защите прав человека в Свердловской области. Хотелось знать, поступают ли жалобы от работников колонии (и не только Краснотурьинска) на хамство начальников. Татьяна Георгиевна ответила: «Исправительные учреждения, находящиеся в области, я посещаю регулярно. В большинстве своем целью таких выездов является проверка соблюдения прав осужденных, чьи жалобы традиционно занимают значительную часть в почте Уполномоченного. Обращения от сотрудников исправительных учреждений не столь часты, веду по ним соответствующую работу. Есть в моей почте и жалоба на начальника воспитательной колонии № 1. Известно мне не понаслышке и о ситуации с частой сменой руководителей этого учреждения.
На мой взгляд, проблема в том, что мы сегодня не вырастили или не увидели достойного этой должности сотрудника в своей воспитательной колонии. Завозим начальников со стороны. Не скрою, что, кроме одного, все назначения были неудачны.
Колония – учреждение федерального подчинения, и как региональный Уполномоченный по правам человека информацию о ситуации в краснотурьинской колонии я изложила начальнику ГУФСИН России по Свердловской области. У нас есть опыт исправительной колонии № 3, бывший начальник которой стал заместителем начальника ГУФСИНа по тяжелейшему направлению. Значит, могут в Краснотурьинске растить хорошие кадры. Надо этот опыт использовать при назначении начальника воспитательной колонии».
Сотрудники колонии рассказали об инциденте, который произошел в учреждении в середине октября, – якобы Владимир Горькин на глазах подчиненных и заключенных ударил одного осужденного по голове. Тот дал сдачу, завязалась драка. Газета сообщила об этом случае в ГУФСИН России по Свердловской области, причем, описывая произошедшее, не указывала имени и фамилии заключенного – просто «с одним из осужденных». Сотрудники колонии дополнили, что осужденный является сиротой и имеет психические отклонения. Руководство ГУФСИНа назначило проверку.
Проверяющий Николай Климюк и и.о. начальника ВК-1 Владимир Горькин вскоре появились в редакции. Первым делом они предъявили «досье» на «анонимного» заключенного – с именем и фамилией. «Видите, он не является сиротой, у него есть родители, – отметили визитеры. – Хочется, чтобы вы писали правду. Что касается этого парня. Проводится служебная проверка, которая покажет, было что-то или нет». Возник лишь один вопрос: если ничего не было, то почему нам показали справку именно на того осужденного, который, по сообщению сотрудников колонии, участвовал в драке?
Новости Краснотурьинска в вашем почтовом ящике. Еженедельно.
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами krasnoturinsk.info
Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.