Электролизник Юрий Гурьев (фамилия героя изменена по его просьбе, до признания его реабилитированным – Прим. автора) за все 27 лет своей жизни в поле зрения милиции – по крайней мере, в качестве правонарушителя – не попадал ни разу. Поэтому первый опыт для мужчины стал не просто шоком, но и настоящим тестом на выживание: кто кого – система тебя или ты систему?
Тягаться с милицией, несмотря на октябрьский тезис министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева – «Открытость и доступность для человека и гражданина стала стратегической линией развития МВД России» – который, по сути, объявил коррупции в органах священную войну, непросто. Потому что с милицией, пожалуй, как с начальством: правило № 1 – милиционер всегда прав, а если не прав – смотри правило № 1…
Юрий Гурьев доказал обратное. Хотя объективно любой нормальный человек, не имевший прежде дел с правоохранительными органами, растеряется, когда ему – бац! – вручат постановление о привлечении в качестве обвиняемого по УГОЛОВНОМУ делу. Статья, которая вменялась Гурьеву, при самом плохом раскладе могла обернуться лишением свободы на срок до пяти лет (ч.1ст.318 УК РФ – «Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей»). Краснотурьинский городской суд 6 июля оправдал молодого человека, однако 9 сентября кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда в оправдательный приговор была внесена существенная поправка – считать Юрия Гурьева оправданным «на основании п.3 ч.2 ст.302 Уголовно-процессуального кодекса РФ» и признать за ним право на реабилитацию.
Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда…
Возмещение реабилитированному имущественного вреда включает в себя возмещение:
заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования; конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества; штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда; сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи; иных расходов.
Возмещение морального вреда: Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Если бы Юрий Гурьев знал, что за попытку поздороваться с бывшими коллегами могут забрать в милицию, он вряд ли бы подошел к своим знакомым, которые расположились во дворе домов №№ 52 и 54 по ул. Попова, чтобы распить бутылку водки. Дело это, конечно, пагубное, но – у каждого своя голова на плечах, и воспитывать взрослых мужчин Юрий не собирался. Так, привет-привет. Тем более, что сам он, позже ставший обвиняемым по уголовному делу, шел домой вместе со своей матерью и трехлетним сыном. В кармане у Гурьева лежал паспорт – в этот день Краснотурьинск выбирал мэра. Спиртное молодой человек тоже не употреблял и не собирался этого делать – в ночь ему надо было идти на работу. Так что случайная встреча предполагала трехминутный обмен любезностями, не более того. Но именно в это время во двор заехал милицейский патруль…
– …Когда сотрудник милиции Пышкин потребовал, чтобы я сел в машину, я, понятно, отказался, – рассказывает Юрий. – С какой стати? Я ничего не совершал, спиртные напитки не распивал, не хулиганил… По версии милиционеров, я обязан был сесть в машину и проследовать в отдел для установления личности. Бред! Я им паспорт готов был предъявить и сказал об этом… Более того, вместе со мной был сын – куда я поеду?
…Ребенок, трехлетний мальчишка, рыдал навзрыд, пока сотрудники милиции пытались скрутить его отца. По большому счету, за то, что Юрий неосторожно возмутился «Да что вы такое делаете?!» – ожидаемая, в общем-то, реакция на то, что люди в погонах поволокли в машину его знакомого. Да, пойманного за распитием спиртного. Да, уличенного в «справлении естественных надобностей». Но слишком уж грубо, вспоминает Юрий, действовали хранители порядка: повалили человека на землю, чем-то брызнули ему в лицо… Именно в тот момент, по словам Гурьева, задержанный дернулся и «ударил» оседлавшего его сотрудника милиции в лицо. Юрий уверен, это получилось случайно, однако позже в суде его приятель полностью признал свою вину – и в том, что распивал спиртное, и в том, что, возможно, действительно намеренно ударил сотрудника милиции (с оговоркой, что этого момента он не помнит, поскольку был сильно пьян) – и получил свои 5 лет лишения свободы. Условно, с испытательным сроком 3 года.
Но Гурьев сопротивлялся до последнего. И 1 марта, когда его силой загрузили в милицейскую машину (на помощь к коллегам в итоге прибыло еще три автомобиля, в том числе и ГИБДД, а также пеший патруль); и в медицинском вытрезвителе, куда Гурьева доставили непонятно на каких основаниях, – медицинская экспертиза так и не была проведена, хотя Юрий требовал, чтобы его отвезли в психоневрологическую больницу на ул. Попова, 8. Он не сдался. Потому что, говорят теперь его родственники, сдаваться было бы смешно – столько нестыковок, неувязок во всей этой истории… Пока не наступило 12 мая.
В этот день Гурьеву вручили постановление о привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу № 34732. Это произошло уже после того, как 14 апреля Краснотурьинский суд прекратил производство по административному делу в отношении Юрия (он обвинялся в распитии алкогольных напитков в общественном месте). И вдруг, спустя столько времени, выяснилось, что мужчина применил насилие в отношении милиционера, порвал его бушлат и даже умудрился оторвать нагрудный знак с форменной одежды милиционера Пышкина. Правда, в постановлении о приобщении к делу вещдоков старшего следователя Серовского следственного комитета при прокуратуре Игоря Крючкова почему-то фигурирует форменная одежда совсем другого милиционера… А Гурьев утверждает, что таким образом сводились концы с концами, и в качестве улики была предъявлена форма как бы Пышкина – на пару размеров больше, чем надо бы… Любопытно, но в материалах судебного разбирательства зафиксировано: сотрудник милиции Пышкин свидетельствует о том, что была порвана ЕГО форменная одежда и оторван нагрудный знак, а в качестве доказательства представлены бушлат и нагрудный знак совсем другого сотрудника.
– Да это вообще было почти смешно, – вспоминает Юрий. – В суде Пышкин утверждал, что я повалил его на землю и удерживал в таком положении не меньше десяти минут. Но в это время на подмогу уже были вызваны несколько милицейских машин (первая прибыла в течение семи минут на место – мой адвокат изучал рапорта). Вы себе можете представить картину: гражданский удерживает милиционера на земле, а остальные стоят вокруг и наблюдают? Я – не могу…
Гурьев в суде ни на йоту не отступил от своей изначальной позиции – «меня забирали без объяснений, оскорбляли мою мать и ребенка, поэтому я сопротивлялся». Его заявления (в том числе и в ходе очной ставки с милиционером Пышкиным, которую провел следователь Крючков) об унизительных издевательствах и хамстве в медвытрезвителе, кажется, остались без внимания, но кассационное определение от 9 сентября – все равно большая победа. И этому не помешало даже кассационное представление государственного обвинителя – помощника прокурора г. Краснотурьинска В. В. Дранициной, которая просила отменить оправдательный приговор в отношении Гурьева и направить уголовное дело на новое судебное рассмотрение.
P.S. «…Вывод суда о том, что Г. не имел прямого умысла на причинение насилия к сотруднику милиции П., полагаю необоснованным, поскольку сознанием Г. охватывалось, что в результате его действий П. физически будет скован и не сможет произвести задержание…» – цитата из кассационного представления госпожи Дранициной. Быть может, порядок в стране начнется, когда люди, в том числе и представители государства, научатся уважать других – разбираясь в сути каждой истории, а не строча смешные, порой, документы, на которых, увы, и держится система?
Сегодня Юрий поехал в Областной суд – подавать иск о компенсации имущественного и морального вреда. О том, чем закончится эта история, "ВК" обязательно сообщит своим читателям.
Начальник милиции Сергей Цилинский вчера, 14 октября, сообщил, что официальный ответ на журналистский запрос в стадии подготовки. Мы надеемся, что на следующей неделе комментарии руководства ГОВД поступят в редакцию. Также мы просим руководство Серовского межследственного комитета при прокуратуре РФ по Свердловской области рассматривать эту публикацию как запрос – прокомментируйте, пожалуйста, эту историю.
Новости Краснотурьинска в вашем почтовом ящике. Еженедельно.
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами krasnoturinsk.info
Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.