Готовиться к Параду Победы-2005 отдельный полк Морской Пехоты, дислоцированный в Севастополе, начал с середины января. Благо, погодные условия с минимумом снега, а то и с полным его отсутствием позволяли проводить занятия практически ежедневно. Чем мы, срочники, и занимались, тренируя строевой шаг.
Одно из нелюбимых нами упражнений заключалось в том, что нужно с одним ударом барабана поднять ногу, сохраняя строевую стойку, а с другим ударом, который, как тогда казалось, прозвучит через месяц, эту ногу опустить. А потом тоже самое – другой ногой. И так полчаса.
Потом мы учились правильно в шеренге, что далеко не так просто, как кажется. Последний этап подготовки – марш всей «коробкой», и это самое сложное.
«Коробкой» военные называют парадную роту, являющуюся частью полка. Когда я участвовал в параде, то нашему полку выпала честь представить морскую пехоту тремя «коробками», каждая из которых состояла из восьми шеренг – по 12 человек в каждой.
Думаю, никто из состава первой парадной коробки или роты никогда не забудет наши мартовские тренировки в полку. И как после основной тренировки полка наша рота оставалась дополнительно заниматься на час-полтора. Как говорил майор Клименко, для «придания монолитности».
О парадной форме стоит сказать особо. В отличие от парада 2008 года, когда форму для военнослужащих готовил известный модельер Юдашкин, мы шили ее сами. Вернее, дошивали. На руки нам выдали по кителю, новым, но тем не менее изрядно помятым брюкам, берету и паре сапог. И целую гору «фурнитуры» для них: аксельбант, пара нарукавных шевронов, три значка, рейтузы (они нужны для создания более узких стрелок на брюках). Кроме того, выдавался «огурец» – овальный, увенчанный красной звездой знак для берета, и герб Вооруженных Сил РФ – двуглавый орел, который некоторые матросы называли «курицей». Плюс – белые перчатки, такого же цвета ремень и «подковы», которые мы крепили к подошвам сапог, чтобы при одновременном шаге всей коробки производился звонкий и четкий звук. Очень важно было всю эту «фурнитуру» правильно и по размерам прикрепить к форме. Например, расстояние между краем шеврона и погоном должно составлять ровно 100 миллиметров. На строевом смотре командир взвода подходил к каждому военнослужащему с линейкой – измерял все расстояния между деталями одежды и при наличии расхождения хоть в миллиметр беспощадно отпарывал бритвой то шеврон, то аксельбант, то погон. Приводили форму в порядок мы по ночам, потому что дневное время было занято боевой подготовкой и «приданием монолитности».
Наконец, пройдя нескольких строевых смотров и исколов все пальцы иголками, 6 апреля 2005 года мы отправились в Москву. В пути – сутки, и почти все это время солдатики спали. Хорошо, офицеры оказались нормальными мужиками, дали нам передышку.
Приехали в столицу уже поздно вечером и, разместившись в военно-продовольственном пункте, поняли, что армия в России бывает разной. К примеру, матрасы на кроватях были навскидку в три, а то и в четыре раза толще севастопольских, плюс усиленное питание, где, кроме всего прочего, ежедневно солдатам полагались бутерброды с сыром или колбасой (чего в родном полку не было никогда)…
В Москве мы жили по похожему графику: завтрак, переезд на Ходынское поле (там проходили уже знакомые до боли тренировки), переезд обратно, обед, опять Ходынка. Только в субботу и воскресенье нам давали отдохнуть.
Тренировки на Ходынское поле – огромной асфальтированной поверхности, бывшей когда-то военным аэродромом – мало отличались от полковых. Также отрабатывался церемониал – одинаковое положение, одновременный поворот головы у всех участников парада при встрече знамени Победы и тогдашнего министра обороны Сергея Иванова; также репетировалось прохождение торжественным маршем всего парадного расчета, включая кавалеристов и солдат с собаками. В общей сложности, в Параде Победы в 2005-м приняло участие около 10000 представителей всех основных родов войск.
В конце апреля нас стали регулярно возить на ночные тренировки на Красную площадь. Тогда мы поняли, с чем, а вернее, по чему именно надо идти. Красная площадь – это не асфальт родного плаца или Ходынского поля, это покатая поверхность, выложенная брусчаткой. Идти по ней простым-то, человеческим шагом проблематично, а тут еще и строевой…
Название «ночные тренировки» весьма условное. На Красную площадь нас привозили около 8 часов вечера. А поскольку проезд машин непосредственно к площади запрещен, то некоторое расстояние – Васильевский спуск – приходилось преодолевать строевым шагом. В это время пусть из-за ограды, но за тобой следят – многочисленные туристы, местные жители, телевизионщики… Чувствуешь себя суперзвездой, ведь на нашу парадную коробку направлены десятки телекамер, и это не считая, может быть, даже сотен фотовспышек «гражданских» фотоаппаратов. Тем более, я шел сравнительно близко от края колонны – третьим в седьмой шеренге.
Открою «военную» тайну – оценки за итоговое прохождение Парада выставляются не 9 Мая, а за 2-3 дня до главного действа, после марша на генеральной репетиции. Мы прошли вроде бы неплохо, по крайней мере, никто из офицеров плохого слова в наш адрес не сказал. И вот – час Х. Парад по расписанию должен был начаться в 10 утра, поэтому нас подняли часа в четыре, чтобы мы успели навести лоск. На Красную Площадь приехали около восьми и два часа ждали, пока командующий парадом генерал армии Ефремов громогласно скажет в микрофон: «Параааад! Под Знамя Победы! Смирно!!!». Далее все по графику: встреча министра обороны Иванова, слова Путина, которого с нашего места практически не было видно, и 360 метров строевым шагом, ради которых мы тренировались пять месяцев. Не знаю как другие, но я за прохождение не волновался, ведь почти каждое движение было отточено на многочисленных тренировках. Единственное, что вызывало опасение – положение головы: ведь на трибунах столько ветеранов и хочется вглядеться в каждое лицо… А еще на трибунах стоял огромного роста человек в голубой рубашке с коротким рукавом и махал нам. Это был Борис Николаевич Ельцин.
Вот центральная часть трибун: перед глазами канцлер Германии Герхард Шредер, по характерной всколоченной прическе узнал премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми, а вот и Джордж Буш, на американский манер закинувший ногу на ногу, рядом с ним наш Владимир Владимирович. Вот и все…
360 метров площади мы прошли примерно за минуту. И знаете, это была особенная минута. За которую не жалко отдать и два года своей жизни…
Новости Краснотурьинска в вашем почтовом ящике. Еженедельно.
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами krasnoturinsk.info
Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.