В марте этого года в интернете начался сбор подписей под обращением к гражданам России, призывающим отправить Владимира Путина в отставку. Сайт PutinaVotstavku.ru, как сообщают организаторы кампании, с первых же часов работы атаковали прокремлевские «боты» с целью полностью замусорить подписной лист. Однако, по состоянию на 24 августа, под обращением «Путина в отставку» подписались 56 тысяч 764 человека.
В марте этого года в интернете начался сбор подписей под обращением к
гражданам России, призывающим отправить Владимира Путина в отставку.
Сайт PutinaVotstavku.ru, как сообщают организаторы кампании, с первых же
часов работы атаковали прокремлевские «боты» с целью полностью
замусорить подписной лист. Однако, по состоянию на 24 августа, под
обращением «Путина в отставку» подписались 56 тысяч 764 человека.
Среди них – девять жителей Краснотурьинска. Первым из горожан за уход Путина высказался Валерий Дементьев, сторонник ограниченного, минимального государства, то есть государства, в функции которого входит только охрана собственности и жизни граждан от насильственных посягательств со стороны преступных элементов и не входит вмешательство в рыночные отношения и личную жизнь людей.
– Валерий Вадимович, вам не было страшно подписываться под обращением «Путина в отставку»? Почему?
– Несмотря на то, что многие россияне недовольны тем, что происходит в стране, все-таки мы живем сейчас в условиях, когда свобода выражения своего мнения есть. Такая свобода достигнута в результате преобразований, которые были проведены в России в начале 90-х годов. Главная защита для любого россиянина сейчас – это частная собственность граждан и их объединений. При Советах был один работодатель – государство. Сейчас человек может не беспокоиться насчет того, сможет ли он найти средства к существованию. Частная собственность, капитализм и свобода неразделимы.
– Как вы лично оцениваете десятилетие Путина у власти?
– Итоги десяти лет правления Путина можно выразить словами: «Хуже, чем могло и должно было быть». В принципе, Путин не совершил ничего такого, что могло бы поднять огромные массы народа на решительный протест. То есть он действительно был и есть тот правитель, которого желал и заслуживал народ. Россияне, наверное, были бы не против свободных СМИ, но они и не переживали особенно, когда власти свободу СМИ очень сильно ограничили. Россияне вполне активно ходили бы на выборы губернаторов, но и губернаторов, назначаемых из центра, они также принимают как должное. Россияне времен правления Путина, не особенно сожалея о потерях, отказывались от многих из тех свобод, которые они получили в 90-х. Но свобода неделима. Если ее где-то становится меньше, то и в другом месте ее становится также меньше. Если сегодня власти закрыли независимое СМИ, то завтра могут «закрыть» любого предпринимателя, найдя в его действиях несуществующие нарушения. Таких примеров в современной России много. Самый заметный из них – «дело» Михаила Ходорковского. Но есть и «дело» Евгения Чичваркина и многих, многих других.
За десять лет Путина россияне, несомненно, стали жить лучше. Но заслуга в этом не президента или премьер-министра, какими бы умными они ни были. Заслуга в этом принадлежит частной инициативе граждан, то есть инициативе предпринимателей и капиталистов, а также простых работников наемного труда, которые прилагают усилия, преследуя свои собственные интересы. Роль государства в экономике прямо противоположная. Оно не в состоянии создавать богатство, в лучшем случае оно в состоянии лишь не мешать достижению процветания. По данным исследовательских организаций, Россия никогда не была и за последние десять лет не стала более свободной страной в сфере ведения бизнеса. Но надо понимать, что единственной надежной гарантией экономического процветания любого общества является именно экономическая свобода. Примером для России в этой области сейчас может служить недавно родившийся кавказский «тигр» – Грузия, которая по свободе ведения бизнеса, по одним данным, находится на 11-м месте в мире, а по другим – на 26-ом.
По плану Путина за десять лет ВВП страны должен был вырасти вдвое. Это не случилось. Помешал кризис. Нужно понимать, что кризис – это не порок капитализма, а порок, всегда сопутствующий вмешательству государства в работу рынка. К буму в середине нулевых, а затем к краху осенью 2008-го и депрессии-рецессии, которую мы имеем сейчас, привела денежная и кредитная политика центрального банка и полностью подконтрольных ему коммерческих банков. Простому человеку разобраться с этим достаточно сложно. И власти этим пользуются, списывая все невзгоды на США, засуху или спекулянтов. Надежным показателем возможности кризисных проявлений в будущем служит динамика, а именно рост, денежной массы М2, сведения о которой можно найти на сайте ЦБ РФ. Работники металлургии и добывающих отраслей, а также все остальные граждане не должны расслабляться – не за горами вторая волна кризиса.
Лично мне в политике Путина не нравится продолжающееся уничтожение свободы выборов. Не думаю, что избиратели желали бы видеть в составе Государственной Думы таких депутатов, как Шлегель, Делимханов или наш земляк Дедов. Но ни к кому не было бы никаких претензий, если бы эти люди победили на честных выборах, а не прошли бы в высший законодательный орган власти по спискам наперсточников из Кремля.
– Как вы считаете, уход Путина в принципе возможен?
– Прогнозы – дело, как известно, неблагодарное. Социальные инженеры из Кремля показали, что они вполне успешно проводят политику, которая устраивает их и не сильно напрягает большую часть населения. Полагаю, что уход Путина не очень вероятен. Помешать может упоминавшаяся мною вторая волна кризиса. Никаких перемен к лучшему я не вижу. Медведев – политик не самостоятельный. Он – часть команды Путина и поступает так,
чтобы не навредить ей.
– Валерий, кто мог бы прийти на место Путина? Видите ли вы среди публичных политиков альтернативу?
– Мой выбор конкретного политика, думаю, будет не очень популярным. Самое лучшее – это вернуть людям честные, прозрачные выборы, на которых народ изберет себе правителя сам, как сделал он это недавно на выборах мэра нашего города.
– А что ждет Россию, на ваш взгляд? Каковы перспективы?
– Думаю, что они не радужные. Хорошо, если удастся в обозримом будущем вернуть утраченные политические свободы. Но кардинального изменения настроений людей в отношении вмешательства государства в рыночные отношения скорее всего не произойдет еще долго. Экономическая же несвобода будет всегда надежно гарантировать экономическую отсталость страны.
– Почему лишь девять краснотурьинцев поддержали отставку Путина? Страх или что?
– Не страшно не только девяти подписантам. В Краснотурьинске тех, кто не побоялся бы поставить подпись под этим обращением, многие десятки и сотни. Просто они или не знают о существовании обращения, или не считают деятельность Путина вредной для себя. Имеют право. Мы живем, в общем-то, в свободном обществе, в обществе, где каждый сам определяет, как ему жить.
Когда и если люди почувствуют, что власть зашла слишком далеко, тогда режим падет в считанные дни или недели. Демократия как раз и существует для того, чтобы гражданских войн, бунтов и революций не случалось. Главное ее предназначение – мирная смена высших должностных лиц в государстве.
…Мы утверждаем, что у губящей Россию общественно-политической конструкции, которая сегодня навязана гражданам нашей страны, есть архитектор, куратор и охранитель в одном лице. Его имя – Владимир Путин.
Мы утверждаем, что в России сегодня невозможны никакие сущностные реформы, пока Путин обладает реальной властью в стране.
Мы утверждаем, что демонтаж путинского режима, поворот страны в русло демократического развития может начаться только с лишения Путина всех рычагов управления государством и обществом.
Мы утверждаем, что за годы своего правления именно Путин превратился в символ безжалостной по отношению к своим собственным гражданам коррумпированной и непредсказуемой страны. Страны, в которой граждане бесправны и в подавляющей массе своей бедны. Страны, у которой нет ни идеалов, ни будущего.
Если, как любят повторять кремлевские пропагандисты, Россия во времена Ельцина стояла на коленях, то Путин и его опричники уложили ее лицом в грязь…
…«Курск», «Норд-ост», Беслан, десятки тысяч погибших в междоусобной второй кавказской войне, тысячи потерявших жизнь от техногенных катастроф, сгоревших в не приспособленных для человеческого проживания домах престарелых и инвалидов, десятки убитых журналистов, правозащитников, политических противников режима и просто жертв садистского милицейского беспредела – все это могильные памятники времени путинского правления…
…Очевидно, что Путин никогда добровольно не откажется от власти в России. Его твердая решимость править пожизненно движима уже не столько жаждой самой власти, сколько страхом ответственности за содеянное. Для российского народа унизительно, а для страны смертельно опасно иметь такого правителя, как Путин. Этот крест Россия дальше нести не сможет…
Обращение «Путин должен уйти» – на сайте www.PutinaVotstavku.ru
– Анатолий Александрович, как вы узнали о проекте «Путин должен уйти»?
– Я вообще шахматист, слежу за шахматным миром, а когда Каспаров, бывший чемпион мира по шахматам, ушел в политику, в оппозицию, стал следить и за сайтом Каспаров.ру. Именно там увидел ссылку – «Путина в отставку». Зашел, прочитал, со многим согласился… Ну а как, если это правда?
– Не страшно было ставить свою подпись? Все-таки в нашей стране тех, кто идет против течения, не очень жалуют…
– Пока что в уголовном кодексе нет такой статьи, что нельзя иметь свое мнение. И надеюсь, вряд ли она появится. Власть все же вынуждена равняться на Запад – они же хотят войти в ВТО, должны придерживаться принятых во цивилизованном мире стандартов. А Запад – это, в первую очередь, права и свободы гражданина… Помните анекдот? Рузвельт говорит Сталину: вот у нас, мол, демократия – любой человек может выйти к Белому дому с плакатом «Рузвельт дурак!» и ничего ему за это не будет. Сталин усмехнулся: у нас тоже любой может выйти на Красную площадь с плакатом «Рузвельт дурак!» Хотя – попробуй кто-нибудь сейчас выйти в центр Москвы с аналогичным плакатом в адрес Путина. Вряд ли долго простоит…
– Скажите, как вы оцениваете деятельность Путина за последние десять лет?
– Президентский пост Путин занимал восемь лет. Два срока. Достаточное время, чтобы сделать что-то для людей. Помните, сколько болтали про Стабилизационный фонд, золотые запасы страны? Куда все делось? Зато за десять лет близкие друзья Путина стали мультимиллиардерами. Без его помощи?..
Мне вообще многое не нравится в нашей стране. Не нравится, что перед законом не все равны. Не нравится, что новая власть покрывает преступления власти ушедшей. Это ведь цепочка и на всех уровнях. Хоть наш город возьмите: новый мэр расследовал деятельность экс-главы города? Не нравится, что жизнь человеческая – если это обычный человек – не ценится.
– Анатолий Александрович, как вы думаете, в России есть гражданское общество? Возможно ли оно здесь в принципе?
– В крупных городах, наверное, все же есть. А в таких, как наш… Вряд ли. Но, с другой стороны, чем сложнее, чем невыносимее ситуация в стране, тем больше шансов, что гражданское общество проявит себя – рано или поздно начнутся протесты… Вообще, мне кажется, людям катастрофически не хватает свободы, свободных выборов. Назначенные президентом губернаторы – это однозначно плохо. Скажите, калининградский губернатор Боос на честных выборах набрал хотя бы 5 процентов голосов? То-то же… Но его – назначили. И люди бесправны. У них нет даже возможности на самих себя сетовать – мол, ошиблись в своем выборе…
– Так что же ждет нашу страну в ближайшие лет десять?
– Мне смешно думать об этом. Сколько живу в России, столько и слышу: через пять, десять, двадцать лет начнется прекрасная жизнь. Хрущев обещал, Брежнев, Ельцин, Горбачев… Строили коммунизм – построили дикий, безумный капитализм. И сейчас у нас только два варианта: либо наш доморощенный капитализм очеловечится, приобретет цивилизованные формы, как на том же Западе, где человек уважаем, труд его уважаем, где на заработанные деньги можно достойно жить, либо – русский бунт. Бессмысленный в своей жестокости.
– И все-таки – Путин уйдет? Вы верите в это?
– Знаете, пусть хоть вся Россия подпишет это обращение – это вряд ли изменит ситуацию сейчас. Вот через два года люди и будут решать, уйдет Путин или останется. Люди у нас, правда, слишком забитые, слишком… И я даже не берусь гадать, что с нами будет…
– Ирина Фаритовна, вам не было страшно ставить свою подпись под обращением «Путина в отставку»?
– Я презираю государство, в котором люди – это не люди. Мне стыдно, что я живу в этой стране; стыдно, что нами правят политики, не способные думать о своем народе. Поэтому бояться не боюсь, но ощущение собственного бессилия – это есть. Часто руки опускаются, не знаешь, как можно расшевелить общество, как разбудить эту толпу… Пытаешься что-то делать, но никто не встает с тобой в один строй, никто не идет рядом – лишь крутят пальцем у виска, наблюдая со стороны…
– Как вы считаете, почему за отставку Путина высказалось чуть более 56 тысяч россиян? В масштабах такой огромной страны – не слишком маленькая цифра?
– Мне кажется, кто-то просто не знает об этой акции, но большинству, наверное, на все наплевать. Очень много равнодушных людей. Слишком много. Даже среди своих знакомых я сейчас едва ли насчитаю 5-6 неравнодушных, активных граждан… И это – страшнее даже, чем убожества и моральные уродства, в которых погрязла Россия. Потому что именно равнодушие рождает весь этот ужас…
– Попробуйте вспомнить десятилетку Путина: свои ощущения, свои мысли в 2000 году и сейчас? Что изменилось?
– 2000 год – всеобщая эйфория, большие надежды, радужные иллюзии. Тогда Путин только пришел к власти, и мы по привычке верили, что следом за этим последуют позитивные перемены. В 2008-м, когда Путин вроде бы как ушел с поста президента, – тоже эйфория, надежды… Но очень скоро стало ясно, что Медведев – человек Системы, что ничего не изменится. Повсеместно – коррупция, воровство, вранье. Власть за эти годы научилась лишь грести под себя и играть на публику – то Путин мальчика в живот поцеловал на Красно площади, то новый ошейник его собаки становится национальной новостью, то показательная порка Дерипаски… Цирк…
– Ирина Фаритовна, видите ли вы альтернативу Путину? Скажем, среди публичных, узнаваемых политиков…
– Я вот что скажу: если политик публичный, если его раскручивают на государственных телеканалах, значит, он такая же б… Не знаю, не вижу альтернатив…
– А что, по вашему, ожидает Россию в ближайшем будущем? Какой она будет?
– Ничего хорошего. Россия станет полицейским государством. В самом плохом смысле этого понятия: никакой свободы, тоталитарный режим. И жаловаться – некуда: губернаторы назначаются, у «кормушки» – все свои…
– А как же гражданское общество? Оно есть?
– Оно было. В 90-х годах. Помню, как мы с коллегами собирали подписи в защиту Ельцина… Все было как-то по-настоящему, искренне, с душой… А сейчас кто способен объединиться? Погорельцы, родственники погибших в терактах? Современное гражданское общество – это люди, которым уже нечего терять. Вот они уже готовы бороться. А те, у кого есть работа, кусок хлеба, телевизор – им на все наплевать.
– Ирина Фаритовна, а что лично вы не готовы простить Путину?
– «Курск», ситуацию в Пикалево… Первая мысль – сказать «Беслан», но вспомнила, что тогда Путин все-таки приезжал в город, пусть тайно, пусть чуть ли не ночью посещал раненых… Но то, что в период его президентства случился Беслан, – это, конечно, простить невозможно…
– Как вы думаете, Путин – уйдет?
– Да. Когда президентом стал Медведев, многие считали, что это временная ширма, которая должна обеспечить возвращение Путина. Но сейчас мне кажется, что ни Медведев, ни Путин в 2012 году власть не удержат.
Новости Краснотурьинска в вашем почтовом ящике. Еженедельно.
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами krasnoturinsk.info
Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.