Полтора часа и смеха, и слез. Спектакль «Не покидай меня», поставленный к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне Краснотурьинским театром кукол, вызывает бурю эмоций. В некоторые моменты появляется ощущение, что зрителя из одной реальности перекинули в другую. И ты уже смотришь не спектакль: ты наблюдаешь чью-то жизнь. Жизнь рядом с тобой.
«Не покидай меня» – драматическая баллада, написанная белорусским драматургом Алексеем Дударевым. Основана она на реальных событиях, происходивших в 1944 году перед началом Белорусской наступательной операции. Сюжет достаточно прост: фронтовику-разведчику Петру Михасеву поручают подготовить для особо важного задания четырех бойцов – девчонок, только-только окончивших школу. Но в этом спектакле все-таки главнее не сюжет, а судьбы юных разведчиц. Они очень разные и в жизни без войны, возможно, и не пересеклись бы. Они учатся специальным военным премудростям – переодеваться в платье в положении лежа или наносить макияж, опять же лежа; бегать марш-броски до 40 км за день; вести рукопашный бой. А еще они учатся преодолевать свои страхи, бороться с болью. А у каждой боль – своя.
Вероника Кремис два года была в немецком плену, потеряла сестру и сейчас ненавидит немецкие песни и мучается бессонницей. Перед заданием она все-таки сможет поспать – впервые за последние два года, пусть и всего пару минут. Ядвига Гурская – гордая и целомудренная полька, которая воспитывалась в строгости. Чтобы пойти на задание, ей нужно прежде всего сломать свои комплексы и стереотипы, заложенные семьей. Аля Ладысева – воздушная, интеллигентная, романтичная. Пишет стихи и поет так, что пробирает до кончиков пальцев. Может, потому что она влюблена? Зина Батян – главная хохотушка. Простая деревенская девушка, острая на язык внучка колдуньи, с ранимой душой.
– Мы можем погибнуть? – спрашивает Зина у капитана Петра Михасева. Он честно отвечает: «Можем».
– Жалко.
– Я думаю, никто не хочет погибать.
– Да я не об этом. Рано или поздно всем нам придется или на войне погибнуть, или просто умереть…
– Тогда что?
– Так ведь меня никто еще не целовал…
14 октября спектакль «Не покидай меня» своим ветеранам подарил профком Богословского алюминиевого завода. Светлана Грязева, исполнительница роли Зины Батян, рассказывает, что во время этой сцены из зала раздался облегченный вздох: «Ну вот, хоть поцеловалась…»
Хотя данная постановка – о войне, сама война большей частью остается за кадром. И она не является веской причиной перестать радоваться жизни, радоваться обычным мелочам – косметике или шоколаду, возможности сбегать на свидание или выпить сто граммов водки.
Герой Советского Союза гвардии капитан Петр Кузьмич Михасев умер в госпитале 22 августа 1944 года. Вероника Кремис, Ядя Гурская и Зина Батян похоронены в братской могиле возле деревни Савин Дуб. У Али Ладысевой в 1945-м родился сын.
Петр Михасев – Алексей Частиков
Полковник – Владимир Беляев
Вероника Кремис – Алевтина Короткова
Ядвига Гурская – Кристина Шварц
Аля Ладысева – Анастасия Коротовских
Зина Батян – Светлана Грязева
Режиссер-постановщик – Виктор Савин
Художник-постановщик – Людмила Семячкова
Композитор – Лариса Паутова
Для актеров театра кукол спектакль «Не покидай меня» – первая серьезная драматическая постановка. Девушки-актрисы (им всем чуть больше 20-ти) говорят, что сложно было после «кукольных бебешек» перестраиваться в живой план. Им и сейчас сложно настраиваться на спектакль, но они готовы показывать его снова и снова. Говорят, «не наигрались еще».
– Мы много информации читали о тех годах, письма фронтовые, воспоминания очевидцев, – рассказывают актеры.
– Чья идея была поставить такой спектакль?
– Режиссера. Вообще, это заказ города к 65-летию Победы. Режиссер покопался и выбрал именно эту пьесу. Она основана на реальных событиях. Мы когда прочитали сценарий, нам всем пьеса очень понравилась. С удовольствием работали и репетировали…
– Сколько времени ушло на подготовку?
– Три недели. В сжатые сроки ставили. Мы в театре дневали и ночевали. Но нас и не дергали во время первых репетиций. Мы больше ничем не занимались, были полностью погружены в то время, в те события…
– Ощущение героев, которых вы играете, как-то изменилось с первого спектакля и сегодня?
– Да, конечно…
Светлана Грязева: «Вначале текст держит, волнение внутреннее, порой не нужное. А сейчас это ушло… Знаете, как бусинки на ниточку складываются, чтобы получилось целое ожерелье. Сейчас у нас еще нет ожерелья – мы еще не наигрались».
Кристина Шварц: «Как мы говорим, у нас был скелет, а сейчас мы наращиваем мясо. В этом спектакле большие актерские работы. Каждый герой – это характер, у каждой героини своя жизнь. Они должны ее прожить и показать зрителю, рассказать зрителю все».
Анастасия Коротовских: «У нас каждый спектакль получается не похожим на предыдущий. С каждым спектаклем выносим для себя еще что-то о своих героинях, дописываем их образы».
– Насколько лично вы соответствуете тем героям, которых играете?
– В нашем варианте все так удачно сложилось… Самое удивительное, что мы пьесу читали каждая в разное время, но когда встретились, уже точно знали, кто какую роль будет играть. Это не только мы почувствовали, это увидел и режиссер, и художник-постановщик из Нижнего Тагила, которая прежде никогда нас не видела, не знала, как мы играем.
– Во время спектакля вы смеетесь, плачете… Насколько сложно показывать такие эмоции?
Кристина Шварц: «Это от души идет. Все время проживаем жизни наших героинь. Вчера во время спектакля слезы у всех были. За кулисы заходишь, вытираешь глаза и дальше идешь – играешь, танцуешь. Во время сцены, когда мы уходим на задание и нужно переплыть реку… Вот Алевтина пошла первая… Я знаю, что это – Аля Короткова, мы с ней работаем; я знаю, что мы встретимся за кулисами и что мы там будем друг перед другом, простите, колготки переодевать, что она живая и здоровая. Но тем не менее ты веришь до конца, что она уходит и что ты ее больше живой не увидишь. Во время этой сцены женщина на первом ряду говорит: «Да не волнуйтесь, девушки, вы все равно все живые вернетесь». Человек верит в это, а я знаю, что нет – не вернемся, и еще сильнее накал этот: руки трясутся, подбородок дрожит, слезы ручьем…»
Светлана Грязева: «Когда понимаешь, что перед тобой сидят ветераны, которые, возможно, видели то, что ты играешь, соврать нельзя. Мы ведь не видели, как это было, мы знаем только по рассказам бабушек и дедушек…»
Анастасия Коротовских: «Если бы пьеса была художественным вымыслом, то, наверное, не вызывала бы таких эмоций. Моя героиня – Аля Ладысева – действительно жила, умерла на 85-м году жизни. С ее слов и была написана пьеса «Не покидай меня».
– Интересно, как Алексею было играть с четырьмя девушками?
– Нужно было к каждой отдельно подойти, с каждой отдельной поработать, поговорить об их отношении к жизни. Но мне сложно было в том плане, что я в армии не служил и вообще человек далекий от военной тематики. Посмотрел много фильмов про войну, общался с людьми, которые воевали. Вообще, в постановку спектакля было вовлечено много народу. Приглашали человека, который учил нас маршировать, помогал в постановке сцен с рукопашным боем…
Алевтина Короткова: «Нам действительно очень многие помогали. Те, кто во время спектакля находится за кулисами, тоже большую работу делают, они также вливаются в процесс, помогают, переживают…»
Светлана Грязева: «Перед одной из последних сцен, когда мы заходим в реку, идем за кулисы переодеваться, а там все ревут. Мы спрашиваем – девочки, вы-то что плачете, миллионы раз смотрели… В ответ: «Не могу я, давай переодевайся»…
Новости Краснотурьинска в вашем почтовом ящике. Еженедельно.
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами krasnoturinsk.info
Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.