Освенцим – Краснотурьинск
…День 10 октября был исключительный. Кажется, в Польше это – самый пик осени: еще пышные кроны деревьев устремляются в небесную голубизну, но земля уже устлана ажурным золоченым ковром и опавшая листва шуршит под ногами… Едва ветерок коснется протянутых к солнцу ветвей, с них желтыми птицами срываются листья и кружат, кружат…
Над по-летнему зеленой травой, которую словно подравняли газонокосилкой, порхает оранжевая бабочка… Идиллическая картина. Отрезвляет указатель – «Освенцим» (нацисты переименовали городок по-своему – Аушвиц). И стрелка – в направлении перешептывающихся о чем-то деревьев, аллеек…
Из курса истории мы знаем об Освенциме, пожалуй, тысячную долю того, что должны бы знать: пусть громадные, но безликие все же цифры человеческих потерь; что-то смутное про изделия из человеческой кожи и выдранные золотые зубы… И – все. Польша далеко, война – позади, а стало быть – дело прошлое. И это – чудовищная ошибка человечества. «Миллионы людей в мире знают, чем был Аушвиц, но все же актуальной остается задача сохранить в сознании и память людей тот факт, что только от их решений зависит, случится ли такая трагедия еще раз. Только люди могли ее вызвать, и только люди могут ее предотвратить», – сказал однажды бывший узник Аушвица Владислав Бартошевский.
… Аушвиц находится в 70-ти километрах от Кракова, но задолго до этого, когда мы с коллегами проезжаем Берлин и подвозим случайную попутчицу-немку, тема Холокоста всплывает внезапно. Эта женщина вдруг начинает делиться впечатлениями от посещения музея Аушвиц-Биркенау: «Я была потрясена… – говорит она. – Вообще, в Аушвиц приезжает много немцев. Мы обязаны это знать…» Хотя, чуть позже признается попутчица, ее дочь, которой сейчас 20 лет, как и, наверное, многие ее сверстники, воспринимает эту часть истории болезненно и – поэтому пытается отстраниться. «Потому что на уроках истории про Холокост говорят с позиции глобальной вины», – добавила немка.
…Парковка возле Аушвиц-Биркенау заставлена туристическими автобусам (преимущественно это делегации из Израиля) и частными автомобилями. Посетителей много, но они теряются на огромной территории бывшего концлагеря. Аушвиц-Биркенау, ставший местом массового уничтожения узников, все же является филиалом главного лагеря Аушвиц I, ворота которого увенчаны знаменитой фразой «Arbeit macht frei» («Работа делает свободным»). Вообще, Аушвиц – это комплекс из трех лагерей: главный – Аушвиц I ( с трудовым «уклоном», но смертей здесь – немыслимое множество), Аушвиц II-Биркенау (центр уничтожения людей) и Аушвиц III-Моновиц. Биркенау занимал огромную территорию – 4765 га – и состоял из нескольких лагерей: был еврейский лагерь, женский, цыганский, лагерь для военнопленных и т.д. В Аушвице содержалось постоянно от 180 до 250 тысяч заключенных. По различным оценкам, здесь погибло от полутора до четырех с половиной (!) миллионов человек, среди которых более 1200 тысяч евреев, 150 тысяч поляков, 23 тысячи цыган, 10 тысяч советских военнопленных. Эти цифры очень приблизительные, точный учет привозимых в лагерь заключенных не велся…
Освобождали Аушвиц красноармейцы. Это случилось 27 января 1945-го. «Мы до последнего момента не знали, что идем освобождать концлагерь. Мы шли на городок Освенцим, а оказалось, что вся территория вокруг этого польского городка была в лагерях…– читаем в воспоминаниях старшего лейтенанта, командира пулеметной роты 322-й стрелковой дивизии Ивана Мартынушкина, которому в 1945 году был 21 год. – Я со своей ротой подошел к ограде, но уже стемнело, и мы не пошли на территорию, а заняли какое-то караульное помещение за пределами лагеря. Наверное, там жила лагерная охрана. Помню, там было очень жарко натоплено, мы даже подумали, что немцы приготовили для себя теплое помещение, а тут мы пришли… Батареи были такие горячие, что мы там за ночь полностью просушились: погода была сырая, да еще приходилось по дороге форсировать какие-то речушки. А на следующий день мы начали зачистку вокруг лагеря. Там огромный поселок — Бжезинка, солидные кирпичные дома стояли, и когда мы начали по нему двигаться, нас обстреляли. Не из лагеря. Из какого-то здания 2-3-этажного, казенного, может, это школа была… Мы залегли, дальше продвигаться не стали и связались с командованием: попросили, чтобы по этому зданию ударили артиллерией. Мол, разгромим – и дальше двинемся. А нам вдруг ответили, что артиллерия не ударит, потому что тут лагерь, а в лагере находятся люди, и поэтому мы должны были даже перестрелок избегать, чтобы шальные пули никого случайно не зацепили. И тут мы поняли, что это была за ограда…»
…Когда стало известно, что под Освенцимом стоит страшный концлагерь, в Аушвиц были направлены корреспонденты дивизионной газеты 38-й армии «За нашу победу!» Ушер Маргулис и Геннадий Савин. Из воспоминаний Маргулиса: «Мы должны были побеседовать с узниками, сфотографировать печи. …Узники говорили по-французски, мы только обменялись с ними несколькими словами по-польски и по-немецки. Печи оказались взорваны немцами. Но мы встретили женщину в полосатой одежде, она оказалась полькой… и согласилась показать нам лагерь. С ней мы вошли в кирпичное здание, двух- или трехэтажное, и заглянули в комнаты, двери были не заперты. В первой комнате была целая гора детской одежды: пальтишки, брючки, курточки, кофточки. Многие с пятнами крови. В другой комнате стояли ящики – обычные, товарные, примерно метр на полтора, – заполненные зубными коронками и золотыми протезами. Вся комната завалена коробками с челюстями. Страшно смотреть было. В третьей комнате были ящики, заполненные состриженными женскими волосами – оказывается, они тоже шли в ход. И напоследок женщина привела нас в комнату, заполненную изящными женскими сумочками, абажурами, бумажниками, кошельками и другими кожаными изделиями. Она сказала: «Все это сделано из человеческой кожи». И тут нас как к полу пригвоздило…»
В боях за Аушвиц-Биркенау и его филиалы погиб 231 советский солдат и офицер. Русским удалось спасти около 7 тысяч узников лагеря. И это – тоже забытый подвиг.
…И сейчас, спустя почти семь десятилетий, в Аушвиц-Биркенау, где сохранены все лагерные объекты и руины, потрясает все. Заходишь в бараки, где жили узники, разглядываешь нацарапанные на стенах имена, и, кажется, история оживает. Очень страшная история…
«Мы все знали, что из этого лагеря выход только через люфт. Дымом, через небо. Поэтому какая разница когда? Многие не выдерживали – бросались на проволоку, резали себе вены. Многие пытались бежать. Правда, их ловили, а потом весь их барак расстреливали, вешали. А нас заставляли плевать на их тела… Мне очень хотелось дожить до освобождения. Мы все об этом мечтали, говорили: ну, хоть один денек прожить после войны. Чтобы рассказать. Мы же видели, как приходили транспорты с людьми. Я видел толпу голых женщин: их раздели и прямо на улице брили им волосы. Я видел, как у матерей отрывали от груди детей и швыряли их, еще живых, в рвы с огнем. Я видел это, видел! Крик стоял страшный!..» – свидетельствует Анатолий Ванукевич (попал в Освенцим в феврале 1943 года в возрасте 13 лет, № 99176. Воспоминания Ванукевича можно найти здесь: www.lechaim.ru/ARHIV/110/vanukevich.htm).
«…Первый случай умерщвления людей газом не дошел до глубины моего сознания, может быть потому, что я находился под сильным впечатлением всей этой процедуры. Лучше я припоминаю себе умерщвление газом 900 русских вскоре после этого в старом крематории, потому что использование помещений 11-го блока требовало слишком многих приготовлений (необходимое пояснение: это произошло в сентябре 1941 года: на 900 советских военнопленных было испробовано действие газа в морге крематория № 1. Ни удушенные газом 3 сентября 600 советских военнопленных, ни следующие 900 не были внесены в лагерные регистрационные книги. Учет прибывших советских военнопленных начали вести только с октября 1941 года – Прим. автора) … Пока шла разгрузка транспорта, в потолке морга сделали несколько отверстий. Русским велели раздеться в прихожей, а потом они совершенно спокойно входили в морг, так как им сказали, что они должны пройти дезинсекцию. Морг смог вместить как раз такое количество людей, какое прибыло с транспортом. Как только все вошли, двери закрыли и через отверстия в по толке всыпали газ. Я не знаю, долго ли умирали люди, но какие-то шорох слышались довольно продолжительное время. Когда всыпали газ, не сколько пленных крикнуло «газ», а затем раздался громкий рев. Люди стали напирать на дверь изнутри, однако она не поддалась… Лишь несколько часов спустя помещение открыли и проветрили. Тогда впервые увидел такое количество трупов отравленных газом людей…» – из воспоминаний Рудольфа Гесса, коменданта Освенцима в 1940-1943 годах. Польский Высший народный суд 2 апреля 1947 года приговорил его к смертной казни через повешение. Виселица, на которой был повешен Гесс, стояла рядом с крематорием лагеря Аушвиц I в Освенциме.
И еще – сотни, сотни детей… Их вместе с матерями, как и больных, немощных и пожилых людей, отправляли в газовые камеры сразу после разгрузки очередного транспорта. Все знали, что шансов выжить у женщины с ребенком – нет. И поэтому так больно обрывается сердце, когда, проходя – путем узников, большинство из которых обречены – через так называемую «баню» в Биркенау, замираешь возле экспозиции за стеклом: вещи, фотографии убитых здесь людей, оставшиеся в багаже… И тут же – детский ботиночек… А когда выходишь на огромный стенд с фотографиями погибших – их тут более двух тысяч – и забываешь, как дышать. Возле стенда с детскими фотографиями не выдерживают даже взрослые мужчины… Судя по показаниям бывших узников, данных во время Нюнбергского процесса, в Освенциме были дни, когда оставалось около тысячи колясок – после умерщвления детей. Считается, что в лагере были убиты не менее 220 тысяч мальчиков и девочек в возрасте до 15 лет, но эта цифра – очень приблизительная. Часто учет маленьких просто не велся…
P.S. В музее Аушвица экспонируется одно из самых портясающих свидетельств преступления нацистов – около ДВУХ тонн женских волос, обрезанных у жертв. Человеческие волосы использовались в промышленности…
В Краснотурьинске, по данным городского совета ветеранов, сегодня проживает 31 человек, бывший в годы войны несовершеннолетним узником фашистских концлагерей. Где именно выживали наши земляки – неизвестно. Мы надеемся поговорить с каждым…
Новости Краснотурьинска в вашем почтовом ящике. Еженедельно.
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами krasnoturinsk.info
Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.