Home » Блог » На Алтай на легковой машине из Екатеринбурга с двумя детьми (7 и 8 лет) в 2012 году. Часть 4

Пятый день (17 августа 2012 года, пятница)

Слияние рек Чемала и Катуни. Фото: Ирина Ошуркова

Утро сразу дало нам понять, что вчера с погодой нам повезло неимоверно: было пасмурно, собирался дождь (а спустя пару часов мы вообще достали куртки). Выполняя данное Ане обещание, мы отправились кататься на лошадках. Взяли получасовую прогулку с проводником (750 рублей, по 150 за пять лошадей). Коней, на которых ехали дети, привязали к проводнику, мы с мужем решили попробовать сами. Лошади шли спокойно, команд слушались, хотя и с неохотой. Однако не берусь утверждать, что они вели бы себя так же, если бы хозяин не ехал впереди. Дали кружок в сторону Чертова пальца – да, при пасмурном небе холмы выглядят не такими яркими и веселыми…

В этот день дорога наша лежала в Чемал – туда нас влекли две достопримечательности: остров Патмос и гидростанция. Они как бы входят в основной ознакомительный туристический маршрут. И мы решили ему последовать. В Чемале слегка заблудились. В отличие от Сросток здесь нет указателей, ведущих на остров. Местные жители с готовностью объясняют, как проехать, но местные же дорожные знаки просто сводят с ума – кирпичи, сплошные, запрещенные повороты.

В итоге мы поняли, что надо проехать сквозь село, веря жителям и не веря знакам. Дорога как раз привела к монастырю, а там к реке на подвесной мост. Берега в этом месте на Катуни очень скалистые. Сам остров – сплошная скала. Есть легенда, что Иоанн-летописец во сне увидел два одинаковых храма на двух островах – один в Средиземном море, второй – здесь, на Алтае. Самое интересное, что названия у островов тоже одинаковые – Патмос.

Остров Патмос. Фото: Ирина Ошуркова

Нужно помнить, что на мосту не должно одновременно находиться больше шести человек, а то вдруг не выдержит))). Движение никто не регулирует, надсмотрщиков тут нет, сами гости следят за тем, чтобы сначала в одну сторону прошел народ, потом в другую – этакое реверсивное порционное движение. На самом острове места свободного совсем нет, даже вокруг церквушки не пройти — камень на камне. Диву даешься, как ее там вообще смогли уместить (хотя какое-то подобие грядки с редиской на дальнем плане просматривается). А внутри тихо-тихо, спокойно так…

Подвесной мост на остров. Фото: Александр Ошурков

Местный мужичок, с которым мы разговорились, ожидая своей очереди пройти по мосту, посоветовал до ГЭС пройтись берегом, а не объезжать на машине. Тропинка идет сразу направо за деревянными постройками монастыря, то есть не к селу, а от него. Нам очень понравилась эта прогулка – красоты Катуни неописуемые! (а еще там бабушки продают пирожки – сосиска с пюре – прикольно лопать их на ходу, горяченькие, особенно когда накрапывает дождик, и любоваться рекой). Вышли к месту слияния Чемала и Катуни – очень эффектно: «ледниковая муть» поглощает кристально чистые воды.

Плотина ГЭС. Фото: Ирина Ошуркова

Чемальская электростанция — местного значения, она совсем небольшая – маленький прудик, плотинка невысокая. Зато каков сам факт: люди используют силу воды, чтобы обеспечить конкретное село энергией – экологично, натурально и, по-моему, весьма круто. Тут с нами произошла одна неловкая история. Так как мы пришли с берега, а не со стороны автомобильного подъезда, то совсем не поняли, где вход на территорию станции. Ходили-бродили, киоски, аттракцион (тарзанка, канатная дорога…), на плотине люди ходят, а мы все по другую сторону забора. Психанули – перелезли через забор))). Посмотрели, пофоткали, а на выходе с нас спрашивают билеты. Тут еще охранник подходит, и так назидательно: «Ай-яй-яй! Еще и пример детям показываете. Мы все видим – у нас камеры кругом». Блиииин! Вот не будешь же ему объяснять, что просто тупанули, задолбались обходить, да и вообще не знали, что вход платный. Расплатились при выходе – по 100 рублей со взрослого.

После Чемала взяли курс на Чергу – я слышала, что где-то там есть зубриный питомник, захотелось показать детям лохматых бычков. С дорогой сначала снова промахнулись немного. Чтобы попасть в зубрятник, нужно свернуть вправо на грунтовку километров, наверно за семь до Черги. Там есть небольшой указатель, но из-за листвы его плохо видно и плюс он повернут в другую сторону – если ехать из Черги, его видно. Едем по грунтовке до упора вдоль маленькой речушки, примерно км 5, потом мини-брод через этот ручей, чуть в горку и сразу домик смотрителей. Тут все оставляют машины, пересаживаются в местный уазик и дальше искать зубриков едут уже на нем. Развлечение это тоже платное: не помню точно, как именно посчитал наш экскурсовод, но взяли с нас 250 рублей (вроде взрослые по 100, школьники – 50, мелкие – бесплатно).

Алтайские зубрики) Фото: Ирина Ошуркова

Территория питомника очень большая, на ней живет три семьи зубров. Летом они ходят, где хотят, зимой их заманивают поближе к базе, где подкармливают. Мы приехали к той семейке, которая состоит из 22 особей: несколько самок и детьми разных годов рождения и главный самец (его мы не видели, вероятно, он стоял на холме, – наш проводник сказал, что в это время начинается гон, и быки становятся весьма опасны, чуть что и трехметровая махина понесется на тебя такими же трехметровыми прыжками, вот полчаса назад, говорит, было весело – самец решил уазику доказать, кто из них круче, уже пошел на абордаж, правда, передумал в последний момент).

Остановились мы, наверно, метрах в 40 от них. Пока смотрели и слушали экскурсовода, зверюшки мирно кушали, постепенно приближаясь и приближаясь. Мы насчитали штук 16. А вообще в 1981 году сюда завезли 11 зубров, сейчас их 49. За все время случаев браконьерства замечено не было. Зубров просто разводят, сохраняют, холят, лелеют, никуда не девают, не отвозят – все здесь. Сами бычки за забор не уходят. Мы пошутили, мол, так по забору поди ток пущен. На что наш проводник Сергей смущенно ответил: «у нас нет электричества — вообще». И тут мы прифигели: бедные смотрители живут без света, телевизора, электрочайника и микроволновки. Действительно одно развлечение – летом возить любопытных туристов. Смены у научных сотрудников – трое суток через трое, но все равно ведь!!!

В знак солидарности мы тоже решили провести остаток вечера и ночь без излишеств. Больше никуда не поехали. Выехав из питомника, спустились к местной реке – Семе (мы ее звали более интимно – Сема), меленькая, сплошные перекаты. У реки уже стояло несколько палаток, поэтому мы смело обосновались рядом – в конце концов, не зря же мы брали котелок, тушенку, картошку, дрова и все прочее. Мальчики опять попробовали рыбачить – та же история, что и на Катуни. То есть – ни фига. Спали – замечательно, и нисколько не замерзли, даже куртки сняли (на надувном матрасе армейское одеяло, а укрывались синтепоновым спальником). Ночью только периодически просыпалась от непривычно громкого журчания воды, но это хороший такой, милый для слуха звук.

Ужин перед ночевкой в палатке. Фото: Ирина Ошуркова

А вот алтайская водочка (та, что магазинская, в бутылках) нам не понравилась))). Не идет — и все, ну, разве что, по пять капель — для здоровья.

Это был единственный раз, когда мы ночевали в палатке. Обмажорились совсем))).
На бензин потратили 500 рублей, проехали 165 километров.

Затраченное время: 12 дней. Вообще-то ровно две недели, но на пару дней мы заезжали к родне в Томск – по своим личным родственным делам. Так что, это время в общий расчет брать не будем.

Просмотренные достопримечательности:

По дороге: санаторий «Обуховский», Ялуторовск (музей декабристов и острог), новосибирский зоопарк.

На Алтае: место гибели Михаила Евдокимова, Шукшинские Сростки, Катунь, озеро Ая, Чертов палец, остров Патмос, Чемальская ГЭС, зубрятник около Черги, Чуйский тракт (до 810 км) – Семинский перевал, перевал Чике-Таман, водопад Ширлак, памятник шоферам, Красные ворота, место слияния Чуи и Катуни, Телецкое озеро с четырьмя водопадами, место, где рождается Обь.

Поделитесь новостью в социальных сетях

Новости Краснотурьинска в вашем почтовом ящике. Еженедельно.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами krasnoturinsk.info

Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.