Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day) — праздник единомышленников, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни.
Праздник отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше: 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям.
В середине 20 века, вскоре после Второй мировой войны, люди стремились к покою и размеренной жизни. Потрясений никто не хотел. Отражением общественных настроений была музыка того периода — спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом. На официальном музыкальном Олимпе США продвигалась идея оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца.
Наряду с официальной музыкой, в Америке жила и совсем другая — громкая, ритмичная, полная жизни — ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск-жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать «белую» публику, придумал ему другое название — «рок-н-ролл». Благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи.
Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли. Он соглашался, что название рок-н-ролл придумал Алан Фрид, но звук и стиль считал своим изобретением. Он просто смешал ритм-энд-блюз и кантри, добавил уличного сленга и получил убойное варево. Настоящий успех пришел в 1955 г. с песней «Рок круглые сутки» (Rock around the clock) для фильма «Джунгли школьной доски» (Blackboard Jungle). Песня моментально стала хитом не только в Америке, но и в Англии.
Нельзя забывать об Элвисе Пресли (короле рок-н-ролла), который стал богом американской молодежи, снял поколенческие противоречия, гламурные шоу красавчика убедили взрослых в том, что рок-н-ролл ничуть не безобразнее, чем чарльстон старшего поколения.
О Рое Орбисоне (его «Pretty woman» вы просто не могли не слышать), Джерри Ли Льюисе (который ввел нехарактерный для этого стиля инструмент — фортепиано) и Бадди Холли.
Рок-н-ролл танцевали все — от мальчишки-разносчика до английской королевы. Газеты в подробностях сообщали, как Елизавета II с большим увлечением танцевала рок-н-ролл с лордом Дорчестером.
В сентябре 1957 в церкви Манчестера рок-н-ролл звучал во время богослужения. Другая определенная и четкая дата — 1964, условный день рождения нового стиля в рок-н-ролле — поп-рока.
Знаменитая ливерпульская четверка благодаря простым и запоминающимся композициям заразила весь мир эпидемией «битломании».
В том же 64-м появились и антиподы «Beatles» — «Rolling stones». Быстрый и мощный саунд стал у них техничным и более приятным для восприятия.
В 70-е появляется психоделический рок и его яркие представители американская группа «Pink Floyd» и британские «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath».
Именно 70-есчитаются золотой эпохой в развитии рок-культуры. Выступления групп начинают постепенно выходить за музыкальные рамки. Появляются первые попытки театрализованных сопровождений — декоративное и световое оформление, сценические костюмы и пиротехнические эффекты.
Конец 70-хознаменовался самой настоящей музыкальной революцией. Рокеры как будто вспомнили зачем это все затевалось и родили панк-рок («дрянной рок»). Упрощение музыкальной схемы привело к выдвижению на лидирующие позиции вокала. Смелые и острые тексты были построены на анархизме, критике политики, правительства и богатых слоев общества.
В арьергарде панк-рока стояли такие группы, как «Sex Pistols», «The Clash» «Stooges» и Игги Поп. В 80-е появился женский рок, 90-е творчество групп — это проблематика комиксов или компьютерных игр.
Единственным рок-н-рольщиком в прагматичные 90-е был Курт Кобейн и его группа «Nirvana».
В СССР рок стали играть в начале 80-х. И надо сказать, что русский рок — самостоятельное направление культуры.
Вот здесь интересная статья от «Дилетанта» о том как советская власть боролась с рокерами:
Травля «Машины времени»Главный машинист Советского Союза сумел за последний год настроить против себя огромное количество соотечественников. Спорные высказывания Андрея Макаревича раскололи армию его поклонников на два лагеря — одни поддерживают своего кумира, другие осуждают, считая предателем.
По словам Андрея Макаревича, группа «Машина времени» постоянно находилась под вниманием гос. органов.
Впрочем, для музыканта не впервой становиться объектом травли. По его словам, группа «Машина времени» постоянно находилась под пристальным вниманием соответствующих государственных органов.
По словам Макаревича, за группой вели наблюдение, начиная с 70-х:
«В 70-е мы были просто не той величины, и мы никому не принадлежали, мы ни к кому не относились. Но комитет за нами ходил, ОБХСС, на нас натравленный из горкома партии, за нами ходил», — говорит Андрей Макаревич.
Причиной столь пристального внимания к коллективу становилась возрастающая популярность: их песни периодически передавали такие радиостанции, как «Голос Америки», «Радио Свобода», «BBC». После того, как на западных ресурсах рассказывали о молодом подпольном ансамбле, набирающем в СССР популярность, государственный органы, по словам Макаревича, реагировали моментально.
В 1979 «Машина времени» подписала контракт с «Росконцертом», придавший коллективу легальный статус
В 1979 году «Машина времени» подписала контракт с «Росконцертом», который придал коллективу легальный статус. В результате в 26 лет Андрей Макаревич был официально признан исполнителем и музыкантом. Коллектив успешно гастролировал на территории Советского Союза.
Группа «Браво»
Первой песней ансамбля стала композиция Кошки, которую Евгений Хавтан наиграл Жанне Агузаровой на гитаре, и спустя несколько дней вокалистка принесла для нее стихотворение Уильяма Дж. Смита. По признанию Евгения тогда Жанна обладала редким даром находить очень удачные стихи для песен. Принесенная ею поэзия и музыка Хавтана составили основу первой 20-минутной записи, которая появилась на кассетах в 1984 году.
Жанна Агузарова
Евгений Хавтан
«Мы играли первые концерты, и я уже чувствовал, что за нами следят, — рассказывает руководитель группы Евгений Хавтан. — Чтобы увековечить наше творчество, еще не зная, что с нами произойдет, мы на нашей репетиционной базе с помощью первых распространителей магнитоальбомов Виктора Алисова и Юрия Севостьянова сделали эту запись, которая на сегодняшний день является для меня эталонной по энергетике, по настроению, по количеству искренности и по количеству лажи — там все соответствует представлению о том, какой должна быть первая запись у группы».
В 1984 году первое выступление группы «Браво» окончилось большим скандалом. Участников задержала милиция
В 1984 году состоялось первое выступление Браво, который окончилось большим скандалом. Участников группы задержала милиция, так как концерт был организован нелегально, да и вообще во время на хождения у власти Генсека Черненко К. У., группа регулярно попадала под пресс системы. Музыканты писали объяснительные записки по поводу того, кто организовывал их выступление и как и где распространялись билеты. Посадить всех участников ансамбля не смогли, поскольку отсутствовал состав преступления.
В 1984 году группа «Браво» попала в известный «черный список» запрещенных команд
Жанна Агузарова попала под следствие, якобы из-за подделки паспорта. Она несколько месяцев провела в следственном изоляторе, а группа «Браво» тем временем попала в известный «черный список» запрещенных команд. Певица была вынуждена покинуть страну, из-за отсутствия прописки.
Но в 85-м году девушка вернулась в группу, наконец, «Браво» стали легальны, и вступили в Московскую рок-лабораторию. Группа начала выступать на фестивалях, где получала одобрения публики, начался карьерный рост группы Браво. На 1987 год приходится официальная запись альбома «Браво», который разошелся огромным тиражом.
Борьба с Шевчуком (ДДТ)
До 1982 года группа тихо существовала в Уфе, за неимением средств записи не производились. И так бы оно и продолжалось, если бы однажды весной 1982 года Геннадий Родин не принес вырезку из «Комсомольской правды» с упоминанием о проводившемся конкурсе «Золотой камертон». В течение последующих трех дней в страшной спешке на местной телестудии была подготовлена демонстрационная кассета. По ходу дела группа также записывает свой первый альбом «Свинья на радуге». К великому удивлению самих музыкантов, они получили главный приз на «Золотом камертоне» за песню «Не стреляй!». На их судьбу не оказало никакого влияния.
Месяцем позже группа дала первый концерт на публике в Уфимском нефтяном институте, где партийные лидеры остались в шоке от того, что они услышали и увидели. После этого популярность «ДДТ» стала расти прямо пропорционально неприязни, росшей к ним в органах. Альбом группы был объявлен запрещенным, а группа была вынуждена уйти в подполье.
После первого концерта ДДТ на публике в Уфимском нефтяном институте, партийные лидеры остались в шоке
В мае 1983 года в рамках фестиваля «Рок за мир» группа «ДДТ» выступила на главной площадке страны — стадионе «Лужники». Программа транслировалась по ТВ, но выступление группы было вырезано из программы.
На следующий год в Уфе был записан альбом «Периферия», после чего участники ДДТ — и прежде всего сам Шевчук — подверглись жестким преследованиям со стороны местной администрации и КГБ (а доброхоты из местной газеты заклеймили их как «агентов Ватикана!») и были вынуждены покинуть дом. Последствий было несколько: резко возросшая популярность группыв народе вкупе с резко возросшей неприязнью со стороны соответствующих органов. Лишенный возможности работать и просто существовать, Шевчук был вынужден покинуть Уфу.
В 1985 году переехал в Москву. В марте того же года Шевчук дал свой первый концерт в Ленинграде. Лишенный возможности работать нормально, Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах и в тяжелейших условиях, вместе с Сергеем Рыженко, записал акустический альбом «Москва. Жара».
Летом 1988 года ДДТ поехали в свой первый концертный тур по стране
В следующие года группа формировала основной костяк команды и продолжала успешно записывать новые альбомы, которые приносили ей огромную популярность, а летом 1988 года группа выступила на VI Ленинградском рок-фестивале и поехала в свой первый концертный тур по стране. Позднее на «Мелодии» была записана первая официально одобренная программа «Я получил эту роль», а песня, давшая название альбому, на долгое время стала гимном советского рок-движения.
Борьба с Гребенщиковым (Аквариум)
В 1970-е — 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе — громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Слева направо: Петр Трощенков, Борис Гребенщиков, Александр Титов, Вячеслав Егоров, Андрей Романов. 1987 год
Основу квартирных концертов конца 1970-х — середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
Подпольные рок-концерты «Аквариума» полностью переворачивали представления о русской рок-музыке
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР — «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
Солист группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. 1989 год
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка — это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», — считал в то время Гребенщиков.
Алиса
Алиса начала своё творчество ещё в начале восьмидесятых годов в питерском рок клубе. Тогда вместе с Алисой в Питере играли ДДТ, Борис Гребенщиков, Виктор Цой и группа Кино. Алиса во многом походила на своих собратьев по музыке. Главные темы творчества питерских групп — борьба с социалистическим обществом, пропаганда полной свободы, порицание советской власти и подражание легендарным западным рокерам. Всё это повлияло на творчество Алисы, и они шли в ногу со своими собратьями.
В конце 80-х «Алису» буквально ненавидят власти Ленинграда, а официальная пресса пытается травить группу и ее лидера
В конце 80-х «Алису» буквально ненавидят власти г. Ленинграда, официальная пресса при поддержке органов правопорядка пытается травить группу и особенно ее лидера. После сольных концертов «Алисы» в северной столице во ДС «Юбилейный» городская газета «Смена» серией статей обвиняет Кинчева в пропаганде фашизма, в призыве не служить в Афганистане и не подчиняться органам правопорядка. Начинается жесткое противостояние ленинградских властей и рок-музыки в лице лидера «Алисы». Кризис разрешается громким судебным процессом, так называемым «Делом Кинчева», лихорадившим всю рок-общественность. Кинчев процесс выигрывает, газета «Смена» приносит публичные извинения.
Алиса стала независимой группой лишь после развала социализма. После этого творчество Алисы несколько изменилось, в песнях появилась некоторая психологическая подоплёка, музыканты стали обращать внимание и на иные проблемы человечества.
Новости Краснотурьинска в вашем почтовом ящике. Еженедельно.
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами krasnoturinsk.info
Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.