В третьем часу ночи 24 октября в малом блоке мокрого размола глиноземного производства БАЗа начался каменный дождь – с потолка стали падать плиты. По словам одного из работников, плиты маленькие – «до ста килограммов». Первым о происходящем узнал мастер смены, далее по цепочке информацию передали вышестоящему руководству.
Все работы в малом блоке были прекращены, людей предупредили, что дальше находиться в цехе опасно для жизни. Процесс остановки оборудования завершился в семь утра. А еще через 12 часов – «в результате аварии произошло самопроизвольное обрушение четырех стропильных ферм и шестидесяти плит покрытия общей площадью 720 квадратных метров. Пострадавших нет», сообщает пресс-служба Уральского управления Ростехнадзора. «Я не думал, что авария будет настолько масштабной, – говорит один из работников завода. – Как домино крыша сложилась…»
Мокрый размол – по сути, начальная стадия в производстве алюминия, здесь размалывают поступивший боксит. По неофициальным данным, в «пострадавшем» блоке перерабатывали, как минимум, четверть от всех поступающих на Богословский алюминиевый завод бокситов. В каком состоянии сейчас находится оборудование, сказать не может никто. Работы по устранению аварии ведутся. Сформирована комиссия по расследованию причин аварии, которую возглавил начальник Краснотурьинского территориального отдела Уральского управления Ростехнадзора. В состав комиссии вошли также представители предприятия, администрации Краснотурьинска и государственной инспекции труда в Свердловской области…
Примечательно, что еще летом этого года на заводе проходила проверка систем управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасности. Возглавлял эту работу командированный из Москвы представитель ОК «РУСАЛ». Объектом проверки, по неофициальным данным, было именно глиноземное производство. Оказывается, с начала года на заводе не раз имели место обрушения зданий и сооружений, в которых, по логике, могли пострадать люди. Очевидцы, впрочем, говорят, что эти инциденты были не очень серьезными – так, несколько кирпичей из стены вывалятся… Но главное в другом: по сути, заводские помещения и строения на ладан дышат. И дело не в оборудовании, не в людях – в том, что на состояние цехов/зданий собственник предприятия, видимо, не обращает особого внимания. Самое смешное – это рекомендации по результатам летней проверки: оценить техническое состояние зданий и сооружений, выявить опасные участки и… ОГРАДИТЬ их (видимо, ленточками). Заметьте, не начать ремонты, а – оградить. Кажется, компания «РУСАЛ» придумала универсальный метод борьбы с разрухой. Хуже всего то, что рядовые работники завода в большинстве своем не хотят говорить об этом, ссылаясь на вышестоящее начальство и опасаясь неприятностей. Лишь единицы – на условиях анонимности – рассказывают, что сегодняшнюю аварию можно было предсказать еще в начале 2000-х годов – уже тогда в цехе малого блока мокрого размола были мелкие, незначительные, на первый взгляд, обрушения. И руководство предприятия, поговаривают, знало об этом, правда, мер, видимо, не предприняло. Как следствие – субботнее обрушение крыши.
И хотя пресс-служба компании «РУСАЛ» сейчас распространяет информацию о «безобидности» аварии – случившееся, якобы, даже на объемах производства не скажется, опытные заводчане (опять же неофициально и анонимно) утверждают, что выполнение плана по глинозему может снизиться на четверть, что, вероятно, скажется и на работе североуральского СУБРа. Остается лишь надеяться на скорое устранение последствий обрушения крыши и на то, что оборудование в цехе – в частности, мельницы – пострадало несильно. Официальной информации о том, как долго комиссия будет изучать причины ЧП, нет. И уж тем более неизвестна дальнейшая судьба малого блока.
Особый колорит субботней аварии придала «отставка» Олега Буркацкого, с февраля 2008 года выполнявшего обязанности гендиректора Богословского алюминиевого завода. Ожидалось, что Юрий Моисеев сменит Буркацкого на этом посту со 2 ноября, однако официальный пресс-релиз об очередной ротации ОК «РУСАЛ» распространила уже во вторник, 27 октября. Олег Буркацкий, как и предполагалось, вернется в Красноярск – в качестве директора по развитию производственной системы «РУСАЛа» на КрАЗе.
«Назначения произошли в рамках программы ротации кадров на предприятиях «РУСАЛа», направленной на обмен лучшими практиками, повышение эффективности производства и внедрение производственной системы «РУСАЛа» на всех участках. В связи с изменившимися экономическими условиями компания пересмотрела стратегию, определила основные цели Алюминиевого дивизиона, существенно расширив полномочия заводов и их генеральных директоров», – сообщает пресс-служба «РУСАЛа».
Руководство ОК «РУСАЛ» решило, что на Богословском алюминиевом заводе слишком много инженерно-технических работников, поэтому в ближайшее время их численность планируют сократить на 50 процентов. Также «русаловцы», видимо, желая сэкономить средства компании, настоятельно рекомендуют перевести более тысячи заводчан на срочные трудовые договора. Что вполне может привести к значительному снижению заработной платы на предприятии. Помимо всего прочего, работники – с введением срочных договоров – лишатся многих социальных гарантий. Профком БАЗа уверен, что действия руководства компании – незаконны, и рекомендует людям ни при каких условиях не соглашаться на подписание срочного трудового договора. В следующем номере «ВК» представители заводского профсоюзного комитета расскажут, какие опасности таит в себе срочный трудовой договор и к каким последствиям он может привести.
Новости Краснотурьинска в вашем почтовом ящике. Еженедельно.
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами krasnoturinsk.info
Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.